Филологи / вопросы к экзамену


Материалы к экзамену

В каждом билете 5 вопросов.

Первый и второй вопросы предназначены для устного ответа и сформулированы по материалам лекционных и семинарских занятий. Например: «Литературное движение 1840-х годов. Полемика "московского" и "петербургского" направлений».

Третий и четвертый вопросы предназначены для письменного ответа. Они дублируют вопросы, предлагавшиеся в течение семестра в качестве контрольных аудиторных и домашних письменных заданий. Например: «Есть ли общие черты в характерах Катерины и Марфы Кабановых? Какие именно?»

Пятый вопрос отсылает к тексту одного из прозаических произведений, включенных в программу курса, правильный (письменный и устный) ответ на него призван подтвердить прочтение студентом соответствующего произведения. Например: «Какие события происходят в финале романа И.С. Тургенева «Рудин»? Вопрос не будет касаться второстепенных подробностей и деталей произведения.


Экзаменационные вопросы №№ 1 и 2.

1. Литературное движение 1840-х годов. Полемика «московского» и «петербургского» направлений.

2. Московская и петербургская журналистика 1840-х годов: основные издания, их литературное направление, издатели и редакторы.

3. Кружок Н.В. Станкевича: место и время существования, состав, философские основы, особенности культурного поведения участников.

4. Альманах «Физиология Петербурга»: история создания, состав авторов, концепция (статьи В.Г. Белинского).

5. Характеристика очерков, составивших первую часть альманаха «Физиология Петербурга»: жанровые особенности, стиль.

6. «Натуральная школа»: история возникновения понятия, время расцвета и заката. «Натуральная школа» и романтизм.

7. Проза и публицистика И.И. Панаева в контексте литературного движения 1840-х годов. Роман «Родственники».

8. Критика и беллетристика А.В. Дружинина в литературном контексте 1840-1850-х годов.

9. Повесть А.В. Дружинина «Полинька Сакс» и традиции русской и европейской литературы.

10. Проза Д.В. Григоровича 1840-1850-х годов и поэтика «натуральной школы». Повести «Антон-Горемыка».

11. Основные этапы творческого пути Ф.М. Достоевского: 1840-1860-е годы.

12. Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди» и «натуральная школа» в русской литературе середины 1840-х годов.

13. Место повести Ф.М. Достоевского «Двойник» раннем творчестве писателя (1946-1849).

14. Повесть «Записки из Мертвого Дома» и формирование литературной позиции Ф.М. Достоевского в начале 1860-х гг.

15. Повесть Ф.М. Достоевского «Записки из подполья»: структура повествования и парадоксы композиции.

16. Образ Подпольного человека в одноименной повести Ф.М. Достоевского.

17. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: испытание идеи или испытание личности?

18. Основные этапы творческого пути А.Н. Островского: московский период.

19. Что объединяет пьесы А.Н. Островского «москвитянинского периода»?

20. В чем значение пьесы А.Н. Островского «Бедность – не порок» для формирования творческой позиции драматурга в 1850-е годы?

21. Сущность и значение оценок Ап. Григорьевым пьес А.Н. Островского.

22. Драматургия А.Н. Островского второй половины 1850-х - 1860-х гг.

23. Основные этапы творческого пути И.С. Тургенева: 1840-1860-е годы.

24. «Записки охотника» И.С. Тургенева: замысел, история создания и публикации, оценки в литературной критике, единство цикла, отношение к натуральной школе.

25. Проблема «теории» и поступка в романе И.С. Тургенева «Рудин».

26. Роман И.С. Тургенева «Рудин» и проблематика русской литературы 1830-1850-х годов (прототипы, связь с бытом кружка Н.В. Станкевича).

27. Роман И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» в контексте литературной и общественной полемики конца 1850-х годов.

28. Особенности композиции романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».

29. Функции «мотива дворянских гнезд» в одноименном романе И.С. Тургенева.

30. Роман И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» - возможные истолкования финала.

31. Принципы изображения человека в романах И.С. Тургенева.

32. Мотив испытания в повести И.С.Тургенева «Ася». Значение повести для творчества Тургенева 1850-1860-х гг.

33. Романы о «новых людях» начала 1860-х годов и поэтика «Отцов и детей» И.С. Тургенева.

34. Особенности композиции романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история». «Обыкновенная история» как роман воспитания.

35.Система персонажей в романе И.А. Гончарова "Обломов".

36 Особенности композиции романа И.А. Гончарова «Обломов».

37. Сходство и различие характеров Ильи Обломова и Андрея Штольца в романе И.А. Гончарова «Обломов».

38. Развитие романной концепции И.А. Гончарова.

39. Основные этапы творческого пути И.А. Гончарова.

40. Проза А.И. Герцена 1840-х годов и поэтика «натуральной школы».

41. «Диалогический конфликт» в романе А.И. Герцена «Кто виноват?».

42. Основные этапы творческой биографии и основные произведения А.И. Герцена.

43. Роман А.И. Герцена «Кто виноват?» и творческие установки «натуральной школы»: сходство и различие.

44. Основные семантические оппозиции в лирике Ф.И. Тютчева (на примере нескольких стихотворений).

45. Основные этапы творческого пути Ф.И. Тютчева, особенности стихотворений Ф.И. Тютчева (обязательны примеры).

46. Проблема «личность и мироздание» в лирике Ф.И. Тютчева – основные варианты реализации.

47. Лирическая система А.А. Фета в 1840-1860-е гг.: ассоциативность, художественное пространство и время (на примере нескольких стихотворений).

48. Основные этапы творческого пути А.А. Фета. Особенности стихотворений А.А. Фета (обязательны примеры).

49. Борьба направлений в поэзии 1860-х годов.

50. «Тысяча душ» А.Ф. Писемского и проблематика «романа испытания личности» конца 1850-х годов.

51. Основные этапы творческого пути Н.А. Некрасова.

52. Лирическая система Н.А. Некрасова: от сборника «Мечты и звуки» к поэзии 1860-х годов.

53. Представления о поэтическом творчестве в лирике Н.А. Некрасова (на конкретных примерах).

54. Тема поэтического призвания в лирике Н.А. Некрасова. Диалогическая структура стихотворения «Поэт и гражданин».

55. Жанровая природа и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова.

56. Проблематика «романа испытания личности» второй половины 1850-х годов («Дворянское гнездо» И.С. Тургенева и «Обломов» И.А. Гончарова).

57. Литературная ситуация второй половины 1850-х годов и поэтика «романа испытания личности».

58. Проблематика и поэтика «романа о новых людях» начала 1860-х годов.

59. Полемика о «новых людях» в литературе первой половины 1860-х годов (И.С.Тургенев, Н.Г. Чернышевский, Ф.М. Достоевский).

60. Теория «разумного эгоизма» и система персонажей в романе «Что делать?» Н.Г. Чернышевского.

61. Значение диссертации Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» для литературной полемики 1850-1860-х гг.

62. История создания трилогии Л.Н.Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».

63. Образ рассказчика в трилогии Л.Н.Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».

64. Жанровые особенности «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого.

65. Повесть Л.Н. Толстого «Казаки» в литературном контексте 1850-1860-х годов.

66. Жанровая уникальность «Войны и мира» Л.Н. Толстого в русской романной традиции. Полемика вокруг романа.

67. «Философия истории» в «Войне и мире» Л.Н. Толстого (эпилог).

68. Мотив «Нравственных исканий героя» и его функции в «Войне и мире» Л.Н. Толстого.v

69. Мотив «ухода» в прозе Л.Н. Толстого 1850-1870-х годов.


Экзаменационные вопросы №№ 3 и 4.

1. К каким годам, по вашему мнению, относится определение «пушкинская эпоха русской литературы»? Что является объединяющим началом для этой эпохи (назовите стилевые течения особенности литературного процесса, обстоятельства общественной жизни России этого времени).

2. Какие важные события произошли в русской истории и русской литературе в 1840-е годы? Какие писатели дебютировали и получили известность в этом десятилетии?

3. Приведите примеры эпизодов в повести В.А. Соллогуба «Тарантас», в которых, на ваш взгляд, имеются переклички с гоголевскими произведениями.

4. Какие изменения в журнальной жизни отмечает Н.В. Гоголь в своей статье «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году»? Как он их оценивает?

5. Какие события (конкретные сцены) повести А.В. Дружинина «Полинька Сакс» кажутся вам наиболее важными? Почему?

6. Какие мотивы в повести А.В. Дружинина «Полинька Сакс» связаны с системой идей Эпохи Просвещения (18 веком), какие – с рационализмом и практицизмом 1840-1860-х годов?

7. Какие принципы поэтики «натуральной школы» присутствуют в романе И.И. Панаева «Родственники»?

8. Каким образом И.И. Панаев в романе «Родственники» выходит за пределы поэтики «натуральной школы» (изображение характеров)?

9. Какие сюжетные ситуации романа И.И. Панаева «Родственники» (1847) предвосхищают роман И.С. Тургенева «Рудин» (1856)?

10. Что такое «натуральная школа» (автор термина, полемическое мнение Белинского, кто входил в состав натуральной школы)?

11. В чем отличие в изображении характера человека в русском романтизме (поэма, баллада, повесть) и в рамках стилистики натуральной школы (физиологический очерк)?

12. Каково соотношение русского романтизма и «натуральной школы» (отношение к человеку, к изображаемым событиям?)

13. Почему именно В.Г. Белинскому, И.И. Панаеву и Н.А. Некрасову удалось создать успешный проект «новой русской литературы»? В полемике с какими иными проектами (журналами?)

14. Как вы могли бы пояснить смыл заглавия альманаха «Физиология Петербурга»? Какие литераторы были его издателями?

15. Какие русские писатели дебютирую в литературе в 1846-1847 годах? С какими произведениями?

16. Какими конкретными обстоятельствами обусловлен тот факт, что именно около 1847 года дебютирует новое поколение русских писателей?

17. Почему популярность Ф.М. Достоевского после опубликования романа «Бедные люди» идет на убыль?

18. К какой школе в русской литературной критике 1850-х годов принадлежал А.В. Дружинин? В чем суть его взглядов на литературу и критику? Кто из русских критиков принадлежал к той же школе?

19. Какие произведения Д.В. Григоровича были популярны во второй половине 1840-х годов? По каким причинам? Как соотносится поэтика этих повестей Д.В. Григоровича с системой воззрений идеологов «натуральной школы»?

20. В чем необычность писем, которыми обмениваются Макар Девушкин и Варенька Доброселова (роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди»)? Можно ли разделить житейскую необычность (почему мы таких писем не пишем друг другу) и необычность литературную (с точки зрения традиции «романа в письмах»)?

21. О каких сюжетных событиях в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди» читателю приходится только догадываться? По каким косвенным признакам? Приведите примеры.

22. Чем Макар Девушкин (роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди»)напоминает героя «физиологического очерка», а что в его характере «избыточно», по сравнению с нормами «натуральной школы»?

23. Как развивается в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди» литературная тема? Какие реальные и вымышленные писатели и литературные произведения упоминаются?

24. Какие «пророчества» Марфы Кабановой (Кабанихи) сбываются в ходе действия драмы А.Н. Островского «Гроза»? (обязательно сошлитесь на 3-4 фрагмента)

25. Есть ли общие черты в характерах Катерины и Марфы Кабановых? Какие именно?

26. Как оценивает Н.А. Добролюбов с статье «Луч света в темном царстве» драму А.Н. Островского «Гроза»? Каким принципам анализа и оценки литературного произведения следует Добролюбов?

27. Каков, по вашему мнению, основной конфликт драмы А.Н. Островского? Имеет ли он социальный характер, как полагал Н.А. Добролюбов?

28. Роман И.И. Панаева «Родственники» и роман И.С. Тургенева «Рудин»: в чем сходство сюжетных ситуаций и отличие авторских позиций?

29. Каковы основные характеристики «исторической школы» (термин Ап. Григорьева) в русской критике 1850-1860-х годов? Кого их критиков принято причислять к этой школе? Как именовались эти критики в истории литературы советского времени?

30. В чем своеобразия литературной позиции А.И. Герцена в 1840-е годы? Какую роль в его творчестве сыграла специфика полученного им образования?

31. Какие ранние пьесы А.Н. Островского из списка литературы к курсу вы прочитали? Какие общие черты можно усмотреть в их тематике и проблематике?

32. В чем состоит сущность и новизна оценок Аполлоном Григорьевым пьес А.Н. Островского первой половины 1850-х годов?

33. Как вы понимаете основные положения «органической критики» Ап.А. Григорьева? Как вы оцениваете «органическую критику», считаете ли ее применимой для критической оценки классических и современных литературных произведений? По каким причинам?

34. Как можно соотнести поэзию А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева с точки зрения их места в истории русской лирики («учитель и ученик», «современники», «представители параллельных путей в развитии лирики» и т.д.)

35. Каковы, на ваш взгляд, наиболее существенные особенности поэтики Ф.И. Тютчева?

36. Как вы относитесь к высказываниям типа «Тютчев – певец русской природы», «Тютчев – мастер пейзажной лирики» и т.д. Аргументируйте свой ответ.

37. Как можно прокомментировать соотношение роли и вклада Ф.И.Тютчева и А.А. Фета в историю русской лирики?

38. Каковы общие черты художественного пространства в лирике А.А. Фета? Как можно описать место действия большинства его стихотворений?

39. Какие эпизоды романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» свидетельствуют об изменении позиций «отцов» и «детей» по ходу развития сюжета?

40. Расположите в правильной хронологической последовательности романы Ф.М. Достоевского (с указанием дат): «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Униженные и оскорбленные», «Бедные люди», «Братья Карамазовы», «Игрок».

41. В чем сходство и различие между характерами «новых людей» из романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и «Подпольного человека» из повести Ф.М. Достоевского «Записки из подполья»?

42. Каково значение упоминаемого в романе Н.Г.Чернышевского понятия «новые люди»?

43. Каково значение упоминаемого в романе Н.Г.Чернышевского понятия «проницательный читатель»?

44. Каково значение упоминаемого в романе Н.Г.Чернышевского понятия «разумный эгоизм»?

45. Выберите из текста «Войны и мира» не менее трех-четырех эпизодов, связанных с одним из следующих мотивов: «сватовство», «сон», «небо», «смерть» (пояснение: необходимо упомянуть, не пересказывая подробно, три-четыре эпизода о смерти, либо три-четыре эпизода о сватовстве и т.д.). Попробуйте предположить, по каким причинам Толстой повторяет в своей книге одни и те же мотивы, варьирует их, по-разному трактует.

46. Сравните две развернутые сцены в начале первого тома «Войны и мира»: светский раут у Анны Павловны Шерер (Петербург) и празднование именин двух Наталий в семье Ростовых (Москва). Чем отличаются способы изображения человека в том и другом случае?

47. В чем состоит «философия истории», предложенная Л.Н. Толстым в «Войне и мире» (основной текст и эпилог)? Как вы относитесь к ее основным положениям?

48. Существует ли связь между повестью «Записки из подполья» и романом «Преступление и наказание»? Характер каких герои романа и чем именно напоминают характер Подпольного человека?

49. Насколько выражает сущность происходящих в романе событий схема истолкования поступков и переживаний Раскольникова «создал теорию – совершил преступление - раскаялся»? Имеют ли место в романе случаи отхода от данной схемы? В каких именно эпизодах это происходит?

50. Каким образом характер Раскольникова связан с характерами героев других, более ранних и более поздних романов Ф.М. Достоевского (Макар Девушкин, Иван Карамазов и др.)?


Экзаменационные вопросы № 5.

Список произведений, по которым будут заданы вопросы. Формулировки – непосредственно в экз. билетах.

В.А. Соллогуб. Тарантас.

Альманах «Физиология Петербурга» (часть первая).

В. Луганский (В.И. Даль). Петербургский дворник.

И.И. Панаев. Родственники.

А.В. Дружинин. Полинька Сакс.

Д.В. Григорович. Антон-Горемыка.

И.С. Тургенев. Ермолай и мельничиха (из цикла Записки охотника»).

И.С. Тургенев. Рудин.

И.С. Тургенев. Ася.

И.С. Тургенев. Дворянское гнездо.

И.С. Тургенев. Накануне.

И.С. Тургенев. Отцы и дети.

А.И. Герцен. Кто виноват.

А.Ф. Писемский. Тысяча душ.

Ф.М. Достоевский. Бедные люди.

Ф.М. Достоевский. Двойник.

Ф.М. Достоевский. Записки из Мертвого дома.

Ф.М. Достоевский. Записки из подполья.

И.А. Гончаров. Обломов.

И.А. Гончаров. Обыкновенная история.

Н.А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо.

А.Н. Островский. Не в свои сани не садись.

А.Н. Островский. Бедность – не порок.

А.Н. Островский. Бесприданница.

Н.Г. Чернышевский. Что делать?

  • Расписание
  • Формы отчетности (экзамен)
  • Формы отчетности (зачет)
  • Список художественной литературы
  • Список научной литературы
  • Домашние задания
  • Планы семинарских занятий
  • Темы эссе
  • Вопросы к экзамену
  • Результаты
  • Материалы
  • Hosted by uCoz